Contra-J - Contra-J - Джаз-рок

История

2009 г. основание группы "CONTRA-J"
2013 г. Выпуск альбома "THE RED FIRE MACHINE" 

The Red Fire Machine

 

  • Александр Лавров - клавиши
  • Игорь Ламзин - гитара
  • Эдуард Петрухин - барабаны
  • Сергей Слободин - бас-гитара
  • Павел Протасов - бас-гитара
  • Антон Давидянц - бас-гитара
  • Юрий Нугманов - акустическая гитара
  • Вячеслав Молчанов - гитара
  • Александр Кутейников - гитара
  • Василий Новиков - бузуки, безладовая гитара
  • Сергей Иванищев - аккордеон
  • Евгений Федорков - ренессансные блок-флейты
  • Вадим Зайдин - труба
  • Вадим Ахметгареев - тромбон
  • Максим Пеганов - тромбон
  • Владимир Белов - скрипка
  • Александр Ашурнов - скрипка
  • Константин Воинов - альт
  • Марк Фридман - виолончель
  • Детский хор п/у Валентина Овсянникова

 

Отцы-основатели

А.Лавров и И.Ламзин

История проекта Contra-J начинается в джазовой студии «Москворечье» Ю.П.Козырева – первом и единственном в Союзе заведении подобного рода, в котором неформально собирались молодые московские музыканты, дабы приобщиться к не очень распространенному в то время в нашей стране направлению в музыке. Из «Москворечья» (ныне – Московский колледж импровизационной музыки) вышли такие известные фигуры в российской джаз- и рок-сцене, как гитарист Дмитрий Четвергов, пианист Сергей Жилин (руководитель «Фонограф-Симфо-Джаза»), саксофонист Игорь Бутман и многие другие. В этой самой студии и встретились будущие основатели Contra-J пианист Александр Лавров и гитарист Игорь Ламзин.

После «Москворечья» музыканты разошлись по разным проектам, однако вскоре встретились вновь в составе группы «Обряд», композитором-аранжировщиком которой был Александр Лавров. В сотрудничестве с поэтом Евгением Давыдовым «Обряд» записал две пластинки на небезызвестной фирме грамзаписи «Мелодия», а несколько позже еще один «виниловый блин» вышел в США.

После возвращения «Обряда» в Россию музыканты проекта активно участвовали в основании первой в Москве (да и в стране) школу рок-музыки, ныне известную под названием «Рок-лицей Красный Химик», став её первыми преподавателями. Однако и работа в шоу-бизнесе не стояла на месте – музыканты снова разбегаются: А.Лавров и гитарист Анатолий Сёмочкин (с которым в последствии И.Ламзин будет сотрудничать в проекте «Гитармания») уезжают в Германию. Очередное возвращение и, как следствие, воссоединение музыкантов произойдет на рубеже веков: А.Лавров и И.Ламзин представляют Россию на международной выставке ЭКСПО в Японии в 2005 году. Именно этот год можно считать «нулевым километром» на пути проекта Contra-J. Окончательное решение было принято в 2010 году. И сразу возник вопрос о том, кто же будет участвовать в проекте. Как и в любой другой сфере деятельности, в музыке профессионалов немного. Поначалу даже рассматривался вариант международного проекта с музыкантами из Италии и Швейцарии, но ответ появился сам собой.

Во времена музыкантской молодости основателей Contra-J в Советском Союзе лучшим (да и, пожалуй, единственным) джаз-рок коллективом был «Арсенал» Алексея Семеновича Козлова. И участие в «Арсенале» во все времена было гарантией качества и профессионализма. Разумеется, при поиске музыкантов для записи дебютного альбома Contra-J авторы проекта не могли обойти своих друзей-коллег из «Арсенала». За ударную установку садится Эдуард Петрухин, а партии бас-гитары исполняет Сергей Слободин – музыканты из нового состава «Арсенала», а духовой секцией руководят трубач Вадим Зайдин и тромбонист Вадим Ахметгареев – из самого первого состава. Также приглашаются известные музыканты, друзья А.Лаврова и И.Ламзина, в том числе гитаристы Юрий Нугманов, Василий Новиков, Вячеслав Молчанов (группа «Кипелов»), виолончелист Марк Фридман и многие другие. Цель проекта создатели определяют по-музыкантски просто – «Лишний раз поиграть на хорошем звуке». И звук на дебютном альбоме Contra-J под названием «Red Fire Machine», вышедшем в 2013 году, без сомнений можно назвать лучшим в России. Для записи применялись аутентичные приборы золотой эры звукозаписи из внушительной коллекции Александра Лаврова – за некоторыми из таких приборов 70-х годов охотятся такие артисты как Оззи Озборн, а микрофон и предусилительный канал 40-х годов прошлого века вообще представляют музейную ценность. В музыкальном плане альбом представляет собой продукт честного и свободного соавторства – каждый из участников играл то, что хотел и считал нужным, и получающийся в результате «сплав» лучше всего передается девизом альбома: «Рок-н-ролл – это правда».

Альбом открывает энергичная композиция The Hard Work. Напористая ритмика главной темы и убедительный баритон Александра Кутейникова не оставляют никаких сомнений в искренности тяжелого музыкантского труда. Голос Кутейникова будет преследовать слушателя на протяжении всего альбома – несмотря на отсутствие в проекте вокалиста как такового, в проекте есть «говорящая голова» (talking head по определению самих авторов) и короткие концептуальные фразы, сопровождающие каждую композицию.

Следом идет 777. Слишком молодые (или излишне рафинированные) слушатели могут и не узнать в этом коде марку самого доступного в свое время портвейна, в народе известного как «Три топора». Эффект от прослушивания композиции вполне сравним с действием этого нектара, что прекрасно передается ухабистой партией клавишных и вязкой гитарной темой. 777 – дешево и сердито.

Третьей идет заглавная композиция The Red Fire Machine. И это подлинное торжество музыкантской мысли. Чего здесь только нет – и синтезатор А.Лаврова, посылающий свои монофонические осцилляции прямиком в космос, и соло на безладовой гитаре от Василия Новикова, и прогрессивные металлические «запилы» Вячеслава Молчанова, и барочные блок-флейты, и даже детский хор под управлением Валентина Овсянникова: настоящий гимн рок-н-ролльной машине. По названию четвертой композиции нетрудно догадаться, что она посвящена юности основателей Contra-J. Гармоничное сочетание фортепиано, акустической и классической (в исполнении Юрия Нугманова) гитар и духовой секции переносит слушателя во времени, в кажущееся далеким и волшебным Москворечье, где все только начинается.

В противовес ностальгическому настроению предыдущей композиции, Tango увлечет в звуковое путешествие в поисках самого непонятного – самого себя. The White Tower, пожалуй, самая бодрая и ироничная вещь в альбоме. Первый же удар Эдуарда Петрухина по малому барабану твердо заявляет о том, что в последней башне происходит что-то интересное.  

Crystal открывает троицу композиций, завершающих альбом. Выверенная и по-зимнему чистая партия фортепиано при поддержке струнного квартета дополняется густым электрогитарным соло.

Вторая в троице – Romance. Немного эскапистское вступление переходит в сочетание почти электронного ритма, синтезаторов и пунктирных фраз трубы, отсылающих слушателя к поздним работам Майлза Дэвиса.

И завершает альбом приоткрывающая новые горизонты The Beginning of Your Way – безмятежную тему на классической гитаре в исполнении Игоря Ламзина сменяет напряженным звуковым ударом оркестр из струнных, клавишных и электрогитары, делающий звучание композиции почти симфоническим. Так заканчивается первый альбом проекта Contra-J, и начинается новый путь – впереди еще много хороших композиций и интересных альбомов, которые мы все будем с нетерпением ждать.

Источник: Рок-Академия "Москворечье"